Похоронить в два клика: принцип уберизации делает комфортнее не только жизнь, но и смерть

12 месяцев ago Admin 0
Spread the love

Хотя есть сфера куда масштабная автоматизация еще не дошла, но она уже делает первые шаги. Речь о сфере ритуальных услуг. Почему же уберизации не сделать комфортнее не только нашу жизнь, но и смерть? Уже сейчас высокие технологии и автоматизация применимы на рынке похоронных услуг, и его переход в онлайн вполне естественен и более того необходим. С одной стороны, рынок ритуальных услуг крайне закрытая и консервативная сфера бизнеса, с другой — даже в развитых странах он характеризуется крайне запутанными черными схемами, сложными и непонятными для человека «не в теме». Автоматизация — это именно тот единственный механизм, который позволит «отбелить» и сделать прозрачным одну из самых коррумпированных отраслей.

Другой очевидный плюс в том, что подобная автоматизация способна облегчить процесс погребения для потребителей. Убитые горем и эмоционально подавленные родственники умерших меньше всего хотят вникать в тонкости тяжелого ритуала, и именно они становятся жертвами нечистоплотных агентов.

Сейчас это устроено буквально следующим образом: когда родственники получают прискорбную новость, телефон начинают обрывать агенты, получившие информацию не совсем легальным путем из соответствующих инстанций. Затем агент появляется на пороге дома и тут начинается обман. В подавленном состоянии, как правило, никто не помнит, что формально каждый гражданин России имеет право на бесплатное место для захоронения, что все документы можно оформить без денег и так далее.  По факту места на кладбище найдутся только после получения взятки. Без дополнительного гонорара, мимо кассы никто и лопатой не пошевелит, а на некоторых кладбищах действует самая настоящая мафия.

Впрочем, такая ситуация характерна не только для России. В популярном итальянском сериале о неаполитанской мафии «Гоморра», местный крестный отец Дженарро Савантана контролирует похоронное бюро и задает циничный риторический вопрос: «Как этот бизнес может быть не прибыльным, если люди умирают всегда?».

В Китае местный предприниматель Вань Дань, столкнувшись с коррупцией и всеми кругами похоронного ада, пытаясь похоронить собственную мать, создал первое в стране онлайн-агентство ритуальных услуг «Другой берег». За два с половиной года, несмотря на множество проблем, прибыль «Другого берега» выросла с $1600 до $470 000, а у смелого и креативного бизнесмена появилось множество поклонников по всей стране.

В России одним из первопроходцев стал IT-бизнесмен Михаил Свердлов. Его стартап Pomnim.pro оказывает услуги по уходу за могилами. Первые заказы в родном Нижнем Новгороде Михаил выполнял сам, только спустя некоторое время и благодаря сарафанному радио проект стал действительно успешным. Сегодня его бизнес «вышел из гетто», охватив крупнейшие города, включая Москву. В месяц Михаил и его партнеры принимают до 500 онлайн-заказов со средним чеком в $180.

Однако уход за могилами близких — лишь небольшая часть большого комплекса ритуальных услуг. В рунете уже есть магазины, где можно заказать ограды, памятники, гравировку, церемонию, венки, товары для дальнейшего благоустройства и ухода за могилой, оплатив все это банковской картой. Более того, существуют онлайн-сервисы, охватывающие весь спектр от бронирования и покупки места на кладбище до заказа услуг гробокопателей и установки надгробного памятника. Громкая попытка создать Uber для усопших под названием Umer была предпринята бывшим руководителем Яндекс.Погода Дмитрием Гераниным год назад, но пока так и не получила достойного воплощения.

Всего в Москве действует порядка 200 компаний, предоставляющих ритуальные услуги, а общий объем рынка оценивается в 250 млрд рублей в год (официально власти видят сумму в четыре раза меньше). По мере развития технологий в сфере услуг разработчики будут обращать все больше внимания на отрасли, которые до сих пор не выходили в онлайн. Со сменой поколений предпринимателей из ритуального бизнеса процесс уберизации также ускорится. Вместо людей, установивших правила в отрасли 30 лет назад, уже приходят молодые головы, технократы и апологеты IT. 

Играет роль и демографический сдвиг: все больше людей, которые раньше были подростками со смартфонами в руках, становятся активными членами общества, их запросы и подходы к заказу и получению услуг изменились (хотя в нашей компании основные заказчики услуг — это женщины 50+, которые чаще всего с интернетом на «вы» и не являются его активными пользователями). Все это неизбежно приведет к появлению агрегаторов ритуальных товаров и услуг, систем управления кладбищами и крематориями, планнеров похорон, сервисов сохранения цифрового наследия человека. Конечно, компании-единороги вряд ли появятся на рынке ритуальных услуг в перспективе пяти лет, а вот проекты на $1-10 млн уже существуют и их будет еще больше.

Поделись!
  • Yum