Спасительный запрет: как закалялась американская сталь

10 месяцев ago Admin 0
Spread the love

Стоимость производства тонны стали составляла в 1988 году $481, в 1982 году — $684 (за 6 лет эффективность производства увеличилась на 30%). А если посмотреть на расходы по погрузке, США опережает даже страны с самыми низкими издержками производства в мире: Тайвань, Южную Корею и Бразилию.

После долгих лет на отшибе финансовой системы акции сталелитейных компаний снова стали привлекательным капиталовложением. С 1982 по 1986 годы общая сумма убытков сталелитейной промышленности составила $12 млрд. Однако уже в 1988-м прибыль всей отрасли прогнозировалась на уровне $2 млрд. В компании USX доходы за первые 9 месяцев 1988 года выросли на 157% до $598 млн, а в Bethelem Steel подскочили на 227% до $337 млн.

Благодаря капиталовложениям американские компании-производители смогли решить проблему низкого качества, которая долгие годы мешала развитию всей промышленности. Закупщик стали для компании Ford Дэниел Марион считает: «Направление отрасли кардинально изменилось». В 1983 году автогигант забраковывал 8% всего сырья, получаемого от американских поставщиков. В 1988 году доля забракованного материала составляла лишь 0,7%. С таким показателем американские производители стоят на одном уровне с японцами и сильно опережают европейцев, от которых отбраковывается 5%.

Американские сталелитейщики уже даже посматривают на другие обеспеченные рынки и планируют начать экспорт. К примеру, USX хочет в 1989 году экспортировать 1 млн тонн стали, хотя еще за два года до этого объем экспорта равнялся нулю. В Bethelem Steel экспорт в 1988 году по некоторым оценкам составит 150 000 тонн, а годом ранее компания отправила на зарубежные рынки 100 000 тонн стали. Президент компании Уолтер Уильямс полагает: «Если бы у нас было готово больше сырья, мы смогли бы увеличить объемы поставок вдвое».

Так зачем же сталелитейной промышленности квоты? Фрэнк Люрсен, президент компании Inland Steel, чьи заводы работают на 94% от полной мощности, считает: «Сегодня ликвидация квот не представляет серьезной угрозы для большинства производителей стали».

Люрсен говорит «сегодня» не просто так. Во всем мире сталелитейная промышленность страдает от переизбытка производственной мощности по отношению к фактически выпускаемой продукции (100 млн тонн, почти столько же, сколько могут произвести Соединенные Штаты). В случае мирового экономического спада, неамериканским компаниям захочется ввозить сталь в США, чтобы их сотрудники просто не сидели без дела. Против такого развития событий активно выступают американские сталелитейщики. Они хотят снова ввести квоты на импорт после того, как в сентябре 1989 года перестанет действовать нынешнее соглашение. Назначать или снимать квоты может Торговое представительство США. Роберт Кэссиди, ответственный при ведомстве по вопросам торговли сталью, утверждает: «Квоты скорее всего станут одной из повесток дня для нового президента и его администрации».

Несмотря на разнообразное отношение к данному вопросу, Соединенные Штаты решительно настроены и полностью готовы предпринять протекционистские шаги против так называемой недобросовестной торговой практики. Мишель Галантер Эпплбаум, аналитик рынка металлов в компании Salomon Brothers полагает: «Во время спада производители с малыми издержками производства даже не заметят особой разницы, если конкуренты вдруг начнут продавать сталь на американском рынке по ценам ниже себестоимости».

В случае, если затея с квотами на импорт провалится, американские производители стали всегда могут забросать Комиссию по международной торговле и Министерство торговли США исками против демпинговой ценовой политики конкурентов из-за рубежа. Но заниматься этими делами очень обременительно, и они отнимают много времени, потому что жалобы рассматриваются по мере поступления и отдельно по каждой отрасли и стране. Президент Inland Steel Фрэнк Люрсен не в восторге: «Ведение каждого дела обходится в сотни тысяч долларов».

Сталелитейщики, в поте лица работающие на всю мощность да еще и срывающие голос, крича о возобновлении квот на импорт, представляют собой не самое приятное зрелище. Но если вспомнить о том, через что им довелось пройти, все становится предельно ясно.

Перевод Антона Бундина

Поделись!
  • Yum